avtorazbor59.ru

Разболтовка на ваз 2109

Диски ВАЗ-2109

Желание владельцев автомобиля отечественного производства ВАЗ-2109 заменить заводские колесные диски на элементы с другим диаметром предельно ясно.

Современные облегченные конструкции способны улучшить характеристики управляемости и расхода топлива машины, но, как правило, причиной такой замены является простое стремление к улучшению внешнего вида.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Подобную операцию произвести несложно.

Правда, в зависимости от выбранных вариантов замены, это осуществляется либо без проблем, либо такая процедура требует вмешательства в конструкцию автомобиля.

Какие диски устанавливались на различные кузова и комплектации

Автомобиль ВАЗ-2109 – это 5-дверный вариант ВАЗ-2108. За все время производства, начиная с 1987 по 2004 год, машина претерпела 7 модификаций, в том числе были варианты и на экспорт. Параметры дисков у них тоже менялись, при том, что схема разболтовки всегда оставалась неизменной. Различия эти выражались в выборе ширины обода, в размере вылета и в трех вариантах диаметра окружности.

Но в заводских условиях обычно устанавливался лишь диски с диаметром в 13 дюймов. Диски R14 и R15 рассматривались только как приемлемые к установке. Вот две основные марки колесных дисков, которыми оснащались автомобили на заводском конвейере:

Первые числа маркировки означают ширину обода, 13 – это общий диаметр, ЕТ35-40 – вылет в мм. Стандартная заводская конструкция диска представляла собой штампованное стальное изделие. Проигрывая своим литым легкосплавным конкурентам по ряду показателей, стальная штамповка всегда была и остается прочной, недорогой и надежной.

Размеры штатных дисков

Основные технические характеристики колесных дисков любого автомобиля, в том числе и ВАЗ-2109, выражаются следующими параметрами:

  • Диаметр. Имеется в виду размер именно диска в дюймах, без учета шины.
  • Ширина обода – размер посадочного места для шины в дюймах.
  • Размер центрального отверстия под ступицу.
  • Разболтовка – параметр, указывающий на количество отверстий и величину диаметра окружности, объединяющей их центральные точки.
  • Вылет – расстояние между крепежной поверхностью ступицы и воображаемой плоскостью, проходящей вертикально через среднюю окружность диска.

У ВАЗ-2109 два параметра были всегда одинаковы:

  1. Центральное отверстие – 58,5 мм.
  2. Разболтовка – 4х98.

Диски изготавливаются в трех вариантах: R13, R14 и R15. Остальные заводские параметры с учетом соответствующих шин указаны в таблице.

Диаметр диска, в дюймах Ширина обода, в дюймах Величина вылета, Параметры шин, в мм
в мм
13 5 35-38 165/70 155/75
5.5 35-38 185/65 175/70
14 4 45 135/80
5.5 35-43 175/65 165/65
6 35-40 185/60 175/65
15 6 30 185/55
6.5 30 195/55 195/50
6.5 35 205/50 195/50
7 35 205/50 195/50

Параметры штатных гаек

Крепление литого диска к ступице подразумевает применение специальных болтов либо гаек. Нужно отметить, что гайки от штампованных дисков здесь неприемлемы. Во-первых, потому что у литых экземпляров конусная или сферическая часть крепежного элемента более выражена, чем у штампованного.

Например, коническая часть болта или гайки имеет угол в 60 градусов. Это делается с целью увеличения площади их контакта с более мягким, чем сталь материалом. Во-вторых, штамп тоньше литья, и при замене диска просто не хватит длины болта.

Лучше сразу использовать тот крепеж, который соответствует применяемому легкосплавному диску, иначе возможны деформации отверстий, крошение и царапины.

Сэкономив на нужных гайках или болтах, можно безвозвратно испортить более дорогостоящий элемент.

Мягкость металла также подразумевает регулярные проверки плотности затяжки крепежа, особенно в первое время и с новыми дисками, когда материал еще не уплотнился от рабочих нагрузок. В противном случае под действием цикличных ударов и вибрации гайки могут самопроизвольно раскручиваться.

У гаек должны быть конусные либо сферические шайбы. Нужно следить, чтобы профиль шайб точно подходил к соответствующему углублению в отверстии устанавливаемого диска. Некоторые модели дисков рассчитаны на использование цилиндрических креплений с плоскими шайбами.

Какие диски можно установить

Планируя замену старых стальных дисков на легкосплавные, следует выбирать либо оригинальные изделия, либо продукцию от известных производителей, заботящихся о качестве и безопасности своего товара.

Литые диски сочетают в себе следующие полезные свойства: они легки, практичны в использовании, наделены достаточной прочностью и имеют привлекательный вид, что направлено на преображение всего внешнего облика автомобиля.

Наиболее распространенными среди легкосплавных дисков являются изделия из алюминия. Это обусловлено тем, что они устойчивы к коррозии, соответствуют прочностным требованиям и в сравнении с другими литыми дисками остаются относительно недорогими.

Титановый сплав – это самый дорогой вариант. Он тоже соответствует всем техническим характеристикам, но при этом еще имеет более привлекательный вид. На третьем месте расположен вариант с использованием магниевого сплава.

В последних моделях от АвтоВАЗа используются диски со схемой посадки креплений 4х100. Устанавливая их на ступицу размером в 4х98, следует использовать шпильки с эксцентриком, чтобы скомпенсировать разницу в 2 мм. Для установки дисков с другими крепежными схемами придется воспользоваться соответствующими адаптерами (проставками).

Надо понимать, что установка дисков размером большим, чем в 15 дюймов, невозможна без вмешательства в конструкцию автомобиля.

Максимально и минимально приемлемые параметры нештатных дисков

Размер колесных арок на ВАЗ 2109 ограничивает возможность установки дисков диаметром большим, чем R15. Получается, что любой нештатный экземпляр должен вписываться в размерные рамки 13-15 дюймов. Искать что-то меньшее нецелесообразно, а для установки большего диаметра потребуется увеличивать колесную арку, то есть изменять конструкцию кузова.

Ограничиваясь заданными параметрами арки, нужно посмотреть на остальные показатели нештатного диска. Чтобы соединить детали с разными схемами разболтовки, можно применить проставки-адаптеры. В этом случае достаточно легко решается проблема несовместимости диска со ступицей по отверстиям.

Главное подобрать подходящие крепления. Ширина обода по пределам, установленным конструкторами ВАЗа, ограничена рамками 4-7 дюймов. Превышение этих параметров может ухудшить управляемость автомобилем и вызвать вопросы при регистрации.

Допустимый вылет диска напрямую связан с его шириной и конструкцией. В заводской сборке этот показатель колебался от 30 до 45 мм. Изменить вылет можно с помощью проставок.

Но нужно помнить, что при уменьшении величины вылета увеличивается ширина колеи, широкие шины при этом могут выйти за установленные габаритные размеры автомобиля. Центральное отверстие у нештатного диска должно быть не меньше 58,5 мм.

Хоть варианты замены дисков на ВАЗ-2109 и ограничены определенными параметрами, их все равно довольно-таки много. Но, в первую очередь, все-таки следует обращать внимание на оригинальные, максимально адаптированные к данному автомобилю изделия. Это и проще, и безопасней, и выгодней с финансовой точки зрения.

Диски на ВАЗ 2109

ВАЗ 2109 относится к семейству Лада «Спутник» – пятидверная модификация предыдущей модели 2108 из семейства Лада «Спутник».

С заводского конвейера классические модели выходили со штатными ободами штампованными из стального сплава:

Перед тем, как расшифровать маркировку надо разобраться, какие приняты технические размеры и параметры автомобильных дисков. Вне зависимости от способа изготовления литые или штампованные – их обозначение проводится идентичным образом. На внешней поверхности находится клеймо, которое отображает весь необходимый объем информации.

  • наименование завода-производителя;
  • государство, где происходил выпуск;
  • дата (по принципу «неделя/год», пример: 1815 – 18 неделя 2015 года);
  • маркировка рентген-скана (легкосплавные литые изделия проверяются на отсутствие внутренних трещин и дефектов);
  • размеры;
  • знак контрольного отдела (для России – РОСТЕСТ, для Германии – TUV, международная организация – ISO, для Америки — SAE и т.д.);
  • номер плавки и допустимая нагрузка (lb (фунты), кг, пример: max load 1800LB – максимальное давление до 1800 фунтов или 816 кг).

Детальнее о типоразмерах

По всему миру принято использовать европейскую систему обозначения. Для примера простые диски для «бескамерки» на ВАЗ-2109 — 4 1/2 J-13H2 ET30.

  • J – кодированные параметры для бортовой закраины обода в мм (сюда входят радиусы скруглений, уголы наклона и прочее). Этот пункт включает перечень размерностей для получения узкоспециализированного заключения при проведении технических тестов. Существуют и другие категории – D, E, F и т.д.

  • H2 – двойной хамп или кольцевой вылет полки обода HUMP (она удерживает бескамерную шину от соскальзывания). Есть еще такие варианты хампов – H (простой), A (ассиметричный), CH (комбинированный), FH (плоский).

13 – посадочный диаметр в дюймах.

Ниже на чертеже наглядно показаны основные параметры по структуре расположения технологических отверстий и выступов.

  • ET30 или ET+30 – вынос колеса в мм. Указываются размеры расстояний между серединой ширины диска и привалочной плоскости (где диск и ступица соприкасаются), соответственно равен 30 мм. Исходя из того, где выпускается изделие, маркировка сменяется на OFFSET (отрицательный) или DEPORT (положительный).

При минусовой величине проводится обозначение с аналогичным знаком, пример «-ET30».

Значения креплений на диске (параметры разболтовки)

При монтаже важно учитывать посадочный размер, который советует завод-производитель, поскольку различия могут быть из-за разных систем исчисления (метрическая или имперская).

  • Расстояние диаметра между отверстиями для крепежа обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). Принятая схема на ВАЗ-2109 выглядит 4х98 или PCD 98/4, т.е. между центральными осями болтов (в количестве 4 штук) 98 мм.
  • Крепежные элементы – метрическая резьба на М12х1,25 (диаметр болтовой шпильки 12 мм и шаг резьбы 1,25 мм).
  • Центральное отверстие под вал ступицы на диске обозначается как DIA и для ВАЗ-2109 это равно 58,5 мм.

Важно! Нередко автолюбители путают значения PCD из-за разницы всего в пару мм. К примеру, штатный размер для двух центральных отверстий составляет как раз визуально незаметное отклонение в 2 мм – это PCD на 4/98 и 100. Получится полностью закрученным только 1 болт, а остальные 3 будут недотянутыми, что в итоге приведет к аварийной ситуации.

Установка колесных дисков на R14, 15 на модель ВАЗ-2109

Штатное колесо с параметрами 175/70 R13 не отличается особым визуальным «благородством», по сравнению с увеличенным вариантом R14 или R15. Это происходит из-за большой высоты резинового профиля, который зрительно «заслоняет» и без того небольшие размеры диска.

Технические особенности модели ВАЗ-2109 предусматривают монтаж дисков категории R14 и R15 – кованные или литые лекгосплавные. По ширине диски могут составлять от 5 до 6 дюймов с характеристикой по вылету от 35 до 40 мм. Остальные значения, касающиеся PCD и DIA, соответствуют 4х98 с диаметром центрального разъема 58,5 мм.

В этом случае подбор резины надо проводить из расчета, чтобы общий диаметр колеса находился в пределах штатного значения. Не соблюдение этого условия приведет к тому, что во время поворота шина начнет протирать подкрылки и детали подвески.

Способ проведения расчетов

Отталкиваясь от характеристик резины стандартного колеса на 175/70 с радиусом R13, где:

  • значения 175 и 70 – это значения ширины шины и высоты профиля резины в процентах;
  • умножаем между собой 175х0,7 получается 122,5 мм;
  • фактический диаметр диска R13 равен 13х25,39 будет 330 мм.

Чтобы узнать общий диаметр колеса надо сложить два полученных значения, но высота профиля идет в двойном размере, т.е. (122,5х2) суммируется с 330 и получается 575 мм.

По такому же принципу проводятся расчеты для более наглядного восприятия, например: для моделей 175/70R13, 175/65R14 и 185/60R14, выходит 575, 583 и 577 мм, соответственно.

Последнее значение будет наиболее подходящим для ВАЗ-2109, поскольку на 10 мм больше по ширине. Это уменьшит при эксплуатации величину тормозного пути, добавит управляемости, снизит заламывание резины при поворотах на большой скорости. В небольшой степени будет увеличен расход топлива, но зато выбоины и ухабы на дороге станут менее заметны.

Максимальные и минимальные параметры нештатных дисков

Инженеры-конструкторы Тольяттинского автозавода не особо «приветствуют» установку колесных дисков радиусом R15, но и нет прямых причин, чтобы этого не делать.

Проблема состоит в сложности выполнения этой операции без привлечения специалистов, необходимо вмешательство квалифицированных мастеров. Причина этому – «конфликт» задних арок и деталей подвески с новыми ободами, а в некоторых случаях надо нарушать заводскую конструкцию трансмиссии.

Обратить внимание! Не следует забывать и об обязательном техосмотре, и как на такой «апгрейд» посмотрят сотрудники автоинспекции.

Подходящий размер резины для дисков R15 – 185/55 и даже 195/50, но скорее всего, что такая большая ширина станет причиной для затирания по арке. Ниже представлены рекомендуемые диски для модификаций на ВАЗ-2109.

Табличные характеристики для подбора дисков

Шина, мм/% Размер диска (по ширине), дюйм Величина вылета (ET), мм
155/75; 165/70 J 5 35…38
175/70; 185/65 J 5,5 35…38
Шина, мм/% Размер диска (по ширине), дюйм Величина вылета (ET), мм
135/80 J 4 45
165/65; 175/65; 185/60 J 5,5 35…43
175/65; 185/60 J 6 35…40
Шина, мм/% Размер диска (по ширине), дюйм Величина вылета (ET), мм
185/55 J 6 30
195/50; 195/55 J 6,5 30
195/50; 205/50 J 6,5 35
195/50; 205/50 J 7 35

Какие диски рекомендуется монтировать на ВАЗ-2109

Наиболее подходящими по размеру выступают колеса на 14 дюймов (R14). Как было указано выше, допускается установка и 15-дюймовых, но с резиной низкого профиля. В этом варианте вынос должен находиться в зазоре между 30-35 мм, а модели шин подойдут такой категории: 185/55 или 195/50.

Большая резина серии R15, например 195/55 или 205/50 подойдет для монтажа на передней оси. Чтобы их вставить на заднюю ось потребуется конструктивная доработка в конструкции подвески и увеличение колесных арок. Оптимальные размеры для установки на ВАЗ-2109 это модели 185/60 для R14 и 195/50 для R15.

На девятой модели лады выгодно проводить внешний тюнинг по замене колес, поскольку такой способ является бюджетным. Его без проблем можно выполнить собственными силами, если не пытаться монтировать очень большие обода.

Читать еще:  Как работает эра глонасс
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector